Искусство стихосложения

Совсем недавно в Республиканской детской библиотеке им. Н. Юсупова состоялась встреча юных поэтов с Косминой Исрапиловой. Мгновения, пережитые мной в ожидании и во время самой встречи с поэтессой, были неописуемыми!
Гостья рассказывала о чудесных видах рифм, обучала нас нелёгкому, но удивительному искусству – стихосложению. Давала определения незнакомым нам литературным терминам. А самым главным и интересным, по моему мнению, были различные вопросы, которые мы задавали поэтессе. Космина Мугутдиновна давала максимально развёрнутые ответы. Все затаив дыхание слушали её рассказы из жизни. Наша гостья читала отрывки из своих произведений, объясняла их смысл, рассказывала, как они появились. Также она советовала, чтобы мы старались сочинять оригинальные творения.
Ну а после познавательного диалога с Косминой Мугутдиновной слушатели мастер-класса читали ей стихи, написанные своим «пером». Она внимательно слушала каждого. И мне посчастливилось прочитать своё стихотворение поэтессе.
Встреча с Косминой Исрапиловой оставила в моей памяти множество положительных впечатлений. И я рад, что мне довелось провести этот день в окружении людей, ценящих это бессмертное искусство!

Рустам Алиев, 8 «г» кл., 
СОШ № 32, г. Махачкала


В мире рифм

Поэт, писатель и публицист Космина Исрапилова вот уже пятнадцать лет руководит клубом «Истоки вдохновения», в котором собираются юные любители поэзии и ценители художественного слова. Для тех из наших читателей, кто только пробует свои силы в создании поэтических образов, мы представляем мастер-класс Космины Мугутдиновны по таинству стихосложения.

Надо сказать, что в дагестанской литературе до XX века (до Расула Гамзатова), в отличие от русской, поэзия в основном строилась на созвучии. В наши дни тоже существует жанр верлибра – «белого» стиха, в котором отсутствует рифма, но всё же наиболее распространёна форма стихотворения с рифмами и чётким ритмом.
Какими бывают рифмы? Давайте рассмотрим несколько видов.
Смежная (парная) – рифмовка смежных строк: первой со второй, третьей с четвёртой:
Среди всех колец в шкатулке
Я ищу седьмые сутки
То, что мне наденет тот,
Кто с собою уведёт.
Перекрёстная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой:
Рождались стихи, как дети.
А дети цвели, как стихи.
Полвека длящимся летом
Окрасили жизнь они.
Кольцевая (опоясанная, охватная) – первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой. 
(Ф.И. Тютчев.)
Рифмы могут быть точными и неточными. К примеру, «любовь-морковь» – рифма точная, но примитивная. Слух читателя уже не воспринимает её из-за частого повторения. Лучше подобрать хоть и неточную, но несущую глубокий смысл:
А пережитая любовь
Осталась за закрытой дверью.
Прошу, укрой меня, сугроб,
От этой тягостной потери.
«Любовь-сугроб» – рифма неточная, но представляет собой символ: любовь накрыла лирического героя, как сугроб. Рифмы не должны быть случайными, поставленными только для созвучного окончания строчек.
Следует также избегать глагольных рифм («играть-вставать», «стоишь-молчишь»), они считаются банальными и слишком простыми. То же относится ко всем рифмам, принадлежащим одной части речи: «мой-твой», «книжка-шишка» и т.д. Лучше постараться срифмовать, к примеру, глагол и наречие («кричала-сначала») или глагол и существительное («слышны-вершин»). Наиболее сложны в этом отношении местоимения, но и здесь существует обширное поле для работы: «мной-весной» или «твоя-змея».
Всё сказанное не означает, что нужно строго придерживаться существующих норм и шаблонов образования рифм. Но прежде чем придумывать свои оригинальные варианты, не мешает ознакомиться с некоторыми классическими правилами поэзии.
Удачи вам, юные пииты!

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку