Традиции народов постепенно с течением времени утрачиваются, уходят в прошлое. И главными их носителями становятся люди старшего поколения – наши бабушки и дедушки. Такая бабушка есть и у меня. Вечерами она иногда рассказывает мне об истории и традициях, культуре и моральных ценностях кумыкского народа. Когда она говорит об этом, я чувствую себя еще ближе к тому времени, когда эти обычаи проводились повсеместно.

Традиции народов постепенно с течением времени утрачиваются, уходят в прошлое. И главными их носителями становятся люди старшего поколения – наши бабушки и дедушки. Такая бабушка есть и у меня. Вечерами она иногда рассказывает мне об истории и традициях, культуре и моральных ценностях кумыкского народа. Когда она говорит об этом, я чувствую себя еще ближе к тому времени, когда эти обычаи проводились повсеместно.

Мне очень понравился рассказ о кумыкском свадебном обряде.
Невеста в сопровождении «къуда къатын» и подруг входила в специальную комнату, где сидели женщины - родственницы жениха. Одна из подруг невесты несла поднос со сладостями, которые раздавались присутствующим от имени невесты, а другая передавала свёкру и свекрови маленький коврик для молитвы - «намазлыкъ». Невесту подводили поочерёдно к родственникам мужа по старшинству. При этом молодые родственницы вставали ей навстречу, а к пожилым она наклонялась сама. Затем невеста уходила в свою комнату, где её ждала молодёжь, но перед уходом ей давали щепотку соли. Обычай давать молодой хозяйке соль связан, видимо, с тем, что у некоторых народов соль сама по себе и в сочетании с другими предметами служила оберегом. В некоторых сёлах свекровь в этот день торжественно вручала невесте сито и корыто, в селении Башлыкент невестке в одну руку давали мёд, в другую масло.
У всех кумыков - у одних на второй день свадьбы, у других через неделю, у третьих через месяц - совершался обряд «къайын чакъырыв», «къайынлар чакъырыв» (приглашение родни невесты в дом жениха).
Родню жениха тоже приглашали к родителям невесты. Родственники невесты во время прихода зятя старались «украсть» у него шапку. Друзья зятя в свою очередь «воровали» в доме невесты какую-нибудь ценную вещь, которая переходила затем в собственность невесты. Этим обрядом подчёркивается, что женщина, выйдя замуж и перейдя в чужой ей род, не порывает связей со своим родом.
К сожалению, традиции, которые соблюдались нашими предками веками, постепенно забываются. Всё реже и реже в Дагестане празднуют традиционные свадьбы. Мы, молодое поколение, должны изучать и сохранять дагестанские традиции.

 

 

 Газета в газете гимназии № 35, п. Ленинкент

Бике Мусаева

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку