Кровавые события, о которых написано почти во всех учебниках истории, оставили неизгладимый рубец в сердцах наших дедов и прадедов. Помню, когда я был совсем ребёнком, прадед рассказывал истории из жизни, вспоминал те дни, когда он вместе с товарищами стоял на защите Родины.

Кровавые события, о которых написано почти во всех учебниках истории, оставили неизгладимый рубец в сердцах наших дедов и прадедов.
Помню, когда я был совсем ребёнком, прадед рассказывал истории из жизни, вспоминал те дни, когда он вместе с товарищами стоял на защите Родины.

…Светило солнце, дул ветер, горцы были заняты мирным трудом, всё было как обычно, до тех пор, пока грохот войны на западной границе СССР не докатился до подножия Кавказских гор.
Первый набор добровольцев, резервистов и призывников, составлявший более пятидесяти процентов трудоспособной части мужского населения села, уже распрощался с родными и близкими, отправляясь навстречу своему бессмертию – и навстречу Победе! В октябре по всем горным сёлам южного Дагестана проходил очередной призыв в советскую армию. Военным комиссарам приходилось создавать временные эвакуационные пункты призыва в местах, удобных для мобилизации граждан, работавших в отгонном животноводстве.
Отсюда эшелоны мобилизованных отправляли в Грузию для прохождения курса молодого бойца с последующей переброской в действующие войска.
Ускоренно пройдя азы знания стрелкового оружия и устава, прадед в январе сорок второго года был отправлен в Харьков, где шли ожесточённые бои за Юго-Восточную часть СССР.
Суровая зима 1942 года не каждому была по силам. Многие горцы, одетые не по сезону, не адаптировались к суровой русской зиме и замерзли в окопах, не успев даже вступить в бой. Правда, такая же участь постигла и солдат Вермахта, рассчитывавшего на лёгкую летнюю победу над СССР.
Прадед, вспоминая события того периода, сказал, что солдаты, выдержавшие испытания войны и сурового сорок второго года, обеспечивали себе моральное право на жизнь в последующие годы вплоть до Победы над фашистской Германией.
Видимо, поэтому мой прадедушка, которому уже 93 года, и сегодня считает себя солдатом России. Каждый героический эпизод из его жизни заслуживает отдельной книги, но боец из-за своей скромности и многих лет, прошедших после войны, умалчивает о них, хотя ему приходилось ежедневно смотреть смерти в лицо. Множество ранений, полученных им в ходе освобождения Будапешта, Житомира и Полтавы, он считает в порядке вещей. Это было в судьбе каждого бойца Красной Армии.
Стремительное продвижение советской армии на Запад заставило немецкое командование сжаться для отпора. Для этого на территории Венгрии, в районе Будапешта была создана фашистами мощная военная группировка под кодовым названием «Юг» с тремя защитными линиями, в основном, на западном берегу реки Дунай. Штабы Второго и Третьего Украинского фронта разработали план по окружению и уничтожению противника с целью последующего освобождения столицы Венгрии. В течение двух месяцев шли ожесточённые позиционные бои за каждый квадратный метр венгерской земли. Сотни солдат советской армии остались лежать в придунайских холмах. Здесь же 11 февраля, то есть за два дня до завершения общефронтовой операции, командир артиллерийского расчёта – мой прадед – получил тяжёлое ранение ноги и контузию. Он пролежал под опрокинутой артиллерийской установкой более суток.
В ту пору одни солдаты шли к своей победе, другие – в полевые санбаты, третьи – в братские могилы. Прадеда с позиции подобрали как погибшего, но один из военнослужащих заметил в нём теплившуюся жизнь, и его отвезли в полевой госпиталь, а затем поместили в санбатовский поезд, следовавший в г. Молотов.
Ещё был случай, когда его сняли с поезда на одной из станций, снова – как мертвеца, а затем вновь погрузили в поезд и, наконец, отвезли в госпиталь. С этого дня у моего прадеда началась реальная борьба за выживание, которую он с огромным мужеством выдержал. Ему неоднократно ампутировали левую ногу (каждый раз брали всё выше и выше). Сколько нужно физических и моральных сил, чтобы человек после трёх смертей вновь встал и был в строю!
Сегодня старые солдаты хриплыми голосами запевают родную их сердцу песню: «За Родину! За Сталина!».
Сегодня не ветераны, на чью долю выпали страшные испытания прошлых лет, стреляют в наше прошлое из автоматов…
 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку