Трудиться, трудиться и еще раз трудиться!

Клим Лаврентьев – режиссёр-документалист, народный артист России, лауреат государственной премии России и давний друг «Бумеранга». На фестивале мы познакомились и задали мэтру несколько вопросов.

– Клим Анатольевич, как и когда кино стало вашей профессией?
– К выбору профессии я пришёл так же, как придут те ребята, которые приехали на форум. Я занимался в любительской киностудии Дворца культуры строителей в Ростове-на-Дону. Это был конец 50-х – начало 60-х годов. Тогда у нас было трудно с камерами, с плёнкой. Одно дело было в те годы снять, а другое – увидеть то, что ты снял, на экране. Надо было плёнку проявлять, закреплять, получать негатив… Это очень долгий процесс, нудный, тяжёлый. И там случались ошибки, поэтому до конца доводить дело было очень трудно. А сегодня проще. Вот ты снял – и тут же в окошечко можешь посмотреть. Это такие большие возможности для тех, кто хочет с помощью экрана что-то рассказать близким и незнакомым людям, своему городу, стране, всему миру. Поэтому заниматься кинолюбительством очень важно, и отдавать этому нужно не только время. Нужно читать как можно больше. Раньше литературы специальной не было, а сегодня все возможности есть для того, чтобы стать хорошим кинематографистом.
Потом я поступил в машиностроительный институт, стал инженером, даже главным инженером. Но решил вернуться в кино и после окончания Высших курсов сценаристов и режиссёров стал документалистом.
– Вот вы рассказали о том, что сейчас снимать проще. Но, тем не менее, раньше было очень много хороших отечественных фильмов. А сейчас в кинотеатрах продукция в основном иностранная. Почему так?
– Это по всей России так. Это боль, это проблема, и её надо решать. Я с вами абсолютно согласен. Напишите письмо президенту страны. Задайте ему этот вопрос.
– Как по-вашему, в каком положении находится российская документалистика на сегодняшний день?
– С одной стороны, российская документалистика находится в прекрасном положении. Потому что нет цензуры, можно снимать всё, что хочешь. А с другой стороны, состояние такое, что сегодня, чтобы снять документальный фильм, надо намного больше денег, чем раньше. Но главной проблемой считаю то, что сегодня в документалистике нет людей, которые были бы озадачены состоянием дел в стране, размышляли бы о том, как улучшить жизнь, как сделать так, чтобы в кинотеатрах были российские фильмы, а не американские.
– В своих фильмах вы часто затрагиваете тему земли. Чем она вас так интересует?
– Скорее интересовала. Я уже давно не снимаю. Интересовала, очевидно, потому, что я пережил войну. Пережил голод. Потому что после войны много лет хотелось кушать. Я ведь не просто снимал о земле, я снимал о земле как о месте, которое даёт жизнь растениям. А растения дают жизнь человеку. Мне всегда хотелось, чтобы на этой земле вырастала хорошая, вкусная, нужная человеку еда.
– А какую свою картину вы считаете наиболее удавшейся?
– Трудно сказать. По-своему дорога каждая – «Сотворение хлеба», «Алексей Берест» и другие. И моя первая профессионально снятая картина «Помост» о штангисте тяжёлого веса Василии Алексееве. Фильм идёт всего девять минут, но именно они сделали моего героя известным. После выхода картины он стал самым сильным человеком планеты.
– Что вы пожелаете подрастающему поколению?
– А пожелания своим будущим коллегам?
– Трудиться, трудиться и ещё раз трудиться!

Заира Рабаданова,
Валентина Павленко, юнкоры

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку