Весна в этом году в село Выше-Таловка Кизлярского района пришла рано. С первых же дней марта начались огородные работы. Из школьных окон мы вот уже который день видели седовласого мужчину с лопатой в руках. Ему уже за восемьдесят, но по тому, как легко движется его лопата, можно подумать, что ему всего сорок-пятьдесят.

Весна в этом году в село Выше-Таловка Кизлярского района пришла рано. С первых же дней марта начались огородные работы. Из школьных окон мы вот уже который день видели седовласого мужчину с лопатой в руках. Ему уже за восемьдесят, но по тому, как легко движется его лопата, можно подумать, что ему всего сорок-пятьдесят.

На мартовских праздниках я побывала в гостях у него по заданию руководителя нашего литературного кружка «Вдохновение». Дауд Магомедович сажал картошку в огороде со своей внучкой-студенткой, приехавшей из города.
Вот какой разговор состоялся у меня с ним.
- Дауд халу (халу – уважительное обращение к старшим у нас), пусть Бог вам даст больших урожаев! Не рано ли сажать картошку?
- Боишься, что примёрзнет? Нет, не рано. Видишь, как солнце ласково пригревает наши земли. Почва давно ждёт заботливых рук. В своё время посадишь – урожай будет отменный. Когда я был в твоём возрасте, внученька, в годы войны, огород нас уберёг от голода. В то время мы и примёрзшую картошку ели.
- Трудно вам приходилось?
- Не то слово. Чудовищно тяжело. Были дни, когда ничего не ели – не было хлеба, продуктов. Летом питались лишь травами и несколькими зёрнышками пшеницы. Страшно было зимой – выручали сушёные травы. Они были нашими кормилицами и врачами.
- Не расскажете мне о ваших детских годах в военное время?
- Мне ещё не было и девяти лет, когда потерял отца. Его призвали в армию в 1939 году. До этого он работал разнорабочим в Махачкале. Помню, как он в конце мая внезапно приехал, долго не выпускал из рук меня и сестру. Тогда я только что окончил первый класс. Спросил, как у меня учёба. Затем позвал старшего брата и сказал: «Смотри, сынок, помоги Дауду, берегите вашу маму, вы мужчины в доме. Я долго не приеду, у меня много дел».
С тех пор мы отца не видели. Так он остался без вести пропавшим солдатом войны. На руках матери Сакинат Магомедовой он оставил четверых детей, мал мала меньше: старшего брата Али 11 лет, меня, сестру Курбанпатимат семи лет и младшего брата Исмаила трёх лет.
- А когда вы узнали, что началась война?
- Помню, в летний день старший брат вернулся с поля с травой и ветками покормить больного ягнёнка. Когда он спросил у матери, почему же так долго не возвращается отец, мать горько заплакала, прижав нас всех к себе. Мы никак не могли её успокоить. Затем она вдруг притихла, вытерла глаза подолом платья и еле слышно произнесла, что началась война.
Когда младший брат Исмаил спросил, а что это такое - война, она ничего не ответила. Ещё крепче обняла его, лишь сказала: «Я вас не дам войне. Вот увидите, у нас всё будет хорошо!».
- Дауд халу, вы сказали, что ели примёрзшую картошку в годы войны. Как это было?
- В сентябре 1941 года брат матери Дами Рабаданов всех нас забрал к себе на равнину, в село Манас Карабудахкентского района. Это более ста километров от нашего села. Он работал чабаном в колхозе, жил на ферме далеко от села со своей женой и двумя детьми. Его старший сын часто перекапывал колхозные поля в надежде найти оставшуюся после уборки колхозниками картошку.
Вот в один день, в апреле 1942 года, когда мы с братом Али возвращались домой на ферму с питьевой водой из Манаса на бричке, на поле увидели двух дерущихся ребят. Когда подошли поближе, то узнали в одном из них старшего сына дяди, Ахмеда. А другой мальчик был русоволосый, не похожий на дагестанских мальчишек, лет примерно восьми. Оказывается, они дрались из-за четырёх примёрзших картофелин (зима 1942 года выдалась суровой в краях Дагестана). Ахмед всегда откапывал картошку и оставлял её у края колхозных полей. На этот раз, когда утром пришёл за оставленными картофелинами, увидел убегающего с ними мальчика. Он догнал вора, и началась драка.
Мальчик, плача, бормотал какие-то слова, не похожие ни на дагестанские, ни на русские. (Ахмед хорошо учился и знал по-русски.)
Затем из-за кустов появилась женщина, она еле двигалась навстречу нам, русоволосая, в стареньком платье и платке. Что-то сказала мальчику, и тот добровольно отдал картофелины Ахмеду.
Когда вернулись домой, я всё рассказал матери. Она сама запрягла лошадь, посадила меня в бричку, и отправились мы туда же.
Нашли ту женщину не сразу. Она лежала под деревом, сильно кашляла, у головы её сидел мальчик и нежно гладил её волосы. Она умирала от голода. Мы посадили их в бричку и отправились домой. Мать выкупала их, накормила хинкалом (мясо и муку недавно привёз из села дядя).
Более трёх месяцев жили они у нас в чабанской комнате. Дядя и этот мальчик сильно привязались друг к другу. Это была украинская семья, гонимая голодом, преследуемая войной.
Затем из райцентра приехали люди в военной форме и забрали их, как нам сообщили, в детдом.
Вскоре призвали в армию и дядю Дами. Остались мы, две семьи, без взрослых мужчин: моя семья из пяти человек и семья дяди из трёх.
Ходили мы за колхозной отарой с нашими мамами. Младшие кормили дома ягнят, имели также индюков, кур, крупный рогатый скот. До 1948 года оставались на этой ферме. Помогали матерям, возили и косили сами, собирали корм для колхозной отары (300 голов мелкого рогатого скота). Наглотались лиха с детства, а старшему из нас было всего лишь пятнадцать.
- А когда призвали вас в армию?
- В 1949 году меня вся семья проводила в армию. Мать тогда не заплакала. Когда тётя спросила её, почему же она не плачет, мать лишь произнесла: «Кончились у меня слёзы. Задача была только одна – выжить! Мы выжили, нам сейчас не трудно»...

После демобилизации дедушка Дауд Магомедов вернулся домой. Сорок восемь лет он проработал чабаном в селе Выше–Таловка Кизлярского района. Здесь он женился, построил дом и обзавёлся семьёй.

 

 

Айшат Хизриева,
10 кл., Вышеталовская СОШ,
Кизлярский р-н, литературный кружок «Вдохновение»

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку