Первая шлюпка 

     О Евгении Гвоздёве я знала с самого моего рождения. Гуляя во дворе нашего дома, нельзя было не заметить небольшую яхту, прикреплённую к соседскому балкону. Это и был один из тех самых корабликов, на которых Евгений Александрович проплыл вокруг земного шара. Евгений Гвоздёв родился 11 марта 1934 г. вдали от моря, в белорусском городке Пинске. В 1937 году, когда мальчику только исполнилось три года, был арестован и осуждён отец. А вскоре, во время войны, погибла мать, и Евгений остался круглым сиротой. Воспитывали его дальние родственники. В возрасте 15 лет судьба забросила Евгения в Махачкалу. Море теперь было совсем рядом. Его зов и привёл юношу в Астраханское мореходное училище, закончив которое Евгений Александрович 35 лет проработал судовым механиком на рыбопромысловом флоте. Страсть к парусу проснулась в нём в конце 1960-х, когда молодому механику попался на глаза обрывок из газеты с описанием одиночного кругосветного путешествия на яхте. С этого момента он начал представлять собственное плавание. Но осуществить мечту смог только спустя 10 лет. За 600 рублей Гвоздёву удалось приобрести списанный вельбот (быстроходная шлюпка на вёслах) и, работая по выходным и в отпусках, преобразить её в одномачтовую яхту. К тому времени он уже был солидным отцом семейства. Из начальных букв имён всех членов семьи и родилось необычное название первой лодки — ГЕТАН (Гвоздёв Евгений, Татьяна — жена, сын Александр, дочь Наталья). 

С «Леной» на Канары 

     Перед тем как отправиться в кругосветку, механик тренировался на Каспийском море. Отрабатывал различные ситуации: что делать во время шторма, как его переждать на якоре, как попасть на судно, если выпал за борт. Но Каспийское море стало слишком тесным для искателя приключений, душа рвалась на океанский простор. И нужна была яхта покрепче. Парусное судно для первого кругосветного путешествия Евгений увидел в «Поле чудес». Эта красавица была супер- призом в игре. И он загорелся: именно такая и нужна! Правда, предназначалась она для семейного отдыха на реках, озёрах или (на самый крайний случай!) в прибрежной акватории. Евгений Александрович предложил себя заводу-изготовителю в качестве испытателя яхты в условиях океана. Так и появилась у него «Лена». Вскоре «Лена» покинула Махачкалинский порт и взяла курс на Астрахань, чтобы затем по Волге, Дону и Азовскому морю выйти в Чёрное и прибыть в Новороссийск. Оттуда Гвоздёв уже к августу 93-го добрался до Канарских островов. Он пересёк на своём маленьком судёныш-ке Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новую Каледонию, Индийский океан, Сейшелы... Было страшно, когда его захватили сомалийские пираты и отобрали все припасы. А потом Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, снова Чёрное море, Севастополь. Так за четыре года мореплаватель обошёл земной шар на лодке, изготовленной для прибрежного отдыха... На тот момент Гвоздёву исполнилось 62 года, «Лена» была сдана под расписку, а значит, море заперто на замок. Но... прошло около трёх лет, и путешественник опять загорелся желанием отправиться в кругосветку. Нужна была новая яхта. И Евгений Александрович построил её из подручных материалов на балконе своей квартиры. Яхта «Саид» была настолько мала, что ноги хозяина постоянно торчали из каюты. Но ей было суждено обойти земной шар. Второе плавание оказалось сложнее. В этот раз Гвоздёв решил идти не через Панамский канал, а через Магелланов пролив. «Саид» стал самым миниатюрным из суден, когда-либо проплывавших между Южной Америкой и Огненной Землёй. 

Последний шторм 

     Спустя 13 лет море снова позвало... На третью кругосветку Гвоздёву яхту уже подарили. «Гетан 2» был оснащён лучше прежних. Но именно это путешествие оказалось для Евгения роковым. Из Новороссийска он взял курс на проливы Босфор и Дарданеллы. В 2008 году после сильного шторма на неапольском пляже нашли разбитую яхту, а потом и тело самого Евгения. Ему было 75 лет. При жизни Евгений Александрович был ещё и преподавателем в детском морском клубе. Вместе с детьми строил яхты в подвале школы. И даже вырастил четырёх капитанов дальнего плавания. Он не оставил после себя книг, не гнался за рекордами, не стремился к славе. А ещё он как-то сказал: «Земля остаётся яркой и загадочной, и о ней нужно рассказывать». Но чтобы рассказывать, необходимо много видеть и знать, а для этого — почаще отправляться в путешествия.
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку