Из рассказа 90-летнего старика Сажиди Исаева об истории возникновения балхарского гончарного производства: «Между Цудахаром и Балхаром жил некий Калкучи, он и научил балхарцев делать из глины посуду. Он был здешний, находился на пастбищах. Как-то он зажёг костёр, на костре земля-глина стала твёрдой и красной. После этого он попробовал из глины делать посуду и обжигать её на огне. Получилось. Калкучи научил этому делу женщин. Ни один мужчина, согласно обычаю, не имел права принимать участие в производстве. Даже случайное нарушение этого запрета считалось позором. Провинившийся штрафовался: он должен был за свой счёт угостить шестерых человек из того дома, где он поступил вопреки адату. Сейчас этим ремеслом занимаются и мужчины, и женщины.

Горный аул Балхар, где я родилась и выросла, не отходит от обычного типа дагестанского горного аула: обычные горные запутанные улицы, арочные переходы. Он расположен в котловине между двумя большими горами, «как остров в океане». Если внимательнее присмотреться к домам, то можно различить то там, то тут куполообразные сооружения, которые напоминают мечети Дербента. Это именно то, чем, собственно, интересен и своеобразен Балхар. Каждый купол – это «чара» – печь для обжига гончарных изделий. Балхар – крупнейший центр художественной орнаментированной керамики.
Как говорят в народе, «лакцы – потомственные ремесленники». Раньше, когда зарождались ремёсла, моё село было очень бедным. В добывании куска хлеба заключался смысл жизни балхарцев, но жители всегда славились гостеприимством.
Моё село знаменито не только керамикой. Оно известно и фольклорным ансамблем «Балхар». Балхарский танец «цIикури» («невеста») на фестивале в Польше и во Франции занял первое место. Этот ансамбль завоевал «золотой топорик» в Польше, выступает почти на всех праздниках в Махачкале и в Москве.

Таибат Алилова, 10 кл.,
с. Балхар, Акушинский р-н
 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку