Виктор Корнилов

 

 

Урок № 3

 

 

Здравствуйте, любознательные читатели!
Продолжу закладывать фундамент для ваших стихотворных стен. На прошлом занятии мы научились составлять картотеку (продолжим её по подчёркнутым в тексте словам).
Сегодня мы уясним, что такое стих, стихотворение. На уроках литературы вы встречались с ними. Однако повторенье – мать ученья.
Поэзия отличается от прозы ритмичностью. Поэтому стих – это строка из ритмично повторяющихся стоп (групп ударных и безударных слогов). Ритмичность речи вызывает эстетическое наслаждение, удовольствие, как приятная музыка:
Лунный, ясный вечер –
Звёздочки горят.
Звуки скрипки, свечи,
Розы аромат.
Это стихотворение написано двусложным размером. Ритм с ударением на первом слоге называется хорей (! -) (пример см. выше). С ударением на втором слоге – ямб (- !). Ещё А. С. Пушкин писал:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Но мы уже их запросто различим! Эти две строки поэт написал именно ямбом.
Можно писать стихи и трёхсложным размером. В этом случае, если ударение падает на первый слог, – это дактиль (! - -):
Тучки небесные,
вечные странники!
Степью лазурною,
цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто,
как я же, изгнанники
С милого севера
в сторону южную.
(М. Лермонтов)

Если на второй – амфибрахий (- ! -):
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)
На третий слог – это анапест (- - !):
Фиолетовый запад гнетёт,
Как пожатье десницы
свинцовой.
Мы летим неизменно
вперёд,
Исполнители воли суровой.
(А. Блок)
Продолжение – на следующих уроках. Удачи! Присылайте свои стихи в редакцию «Орлёнка».
 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку