Стыдно признаться, что, живя в Стране гор, впервые в горах я по-настоящему побывала совсем недавно. Мамина сотрудница пригласила весь свой коллектив посетить её родное селение. Ну, и мама взяла меня с собой.

Долгая дорога в горы

Мы выехали рано утром. Было около шести. Дорога предстояла долгая и утомительная: вверх по серпантину – в старинное село Гоор, что в Шамильском районе.
Ехали три с половиной часа. И хотя дорога была впечатляющей - мы увидели и диких лошадей, пасущихся на зелёных склонах, и причудливые горы, напоминающие лица известных людей, - про себя я думала, что за это время можно было бы уже слетать в Москву и обратно, и потихоньку начинала жалеть, что согласилась на эту поездку.
Долго проезжали мы мимо огромных скал и доехали до длинного туннеля – 4,5 километра, высеченные прямо в скале. Это был не единственный туннель, который нам встретился, но самый длинный. Потом нам пришлось проехать ещё два. Говорят, что эти туннели рабочие пробивали около 10 лет.

Дома на отвесе

Наконец, на вершине горы стало видно село. Водитель, видимо, давно привыкший к горному серпантину, ехал, как по трассе, ему невдомёк было, что сердце у меня сжималось от страха, когда я смотрела в окно. Казалось, мы вот-вот вылетим прямо в пропасть. Но потом моё внимание привлекли удивительные старые домики, стоявшие прямо у края горы, и я забыла о страхе. Как могли люди там жить? Почему они построили свои жилища в таком месте, когда вокруг полно равнинных участков? И как они спускались вниз к реке, когда там не видно и следа тропинки? Ответы на эти вопросы мы тогда не знали и только смеялись над странными архитектурными причудами жителей прошлых лет.

Суайбат

И вот, наконец, Гоор. Можно покинуть ненавистную маршрутку и вдохнуть свежий воздух – первое соприкосновение с древним селом.
Шумайсат Абакаровна разместила нас в своём доме, чтобы мы могли отдохнуть с дороги. Там, за завтраком, тётя Шумайсат рассказала нам историю, от которой у меня побежали мурашки по коже. Чуть меньше века назад в селе жила девушка по имени Суайбат. Ей было 18 лет, когда парень с соседнего аула посватался к ней. Родители дали согласие, и всё было хорошо, но со временем по селу поползли слухи, что девушка уже встречалась с этим парнем до сватовства. Не стерпев сплетен, несчастная бросилась со скалы. Суайбат была одета в белое платье, на голове у неё было гурмендо* того же цвета, на руках – золотые часы, подарок родителей. Девушка связала себе ноги верёвкой, чтобы при падении они держались вместе. Когда родители спохватились, что дочери нет дома уже долгое время, и стали искать её всюду, один житель вспомнил, что встретил девушку, когда она поднималась на высокую скалу. Он последним видел Суайбат живой. Двоюродный брат нашёл её тело под скалой. «Жизнь Суайбат была такой короткой, а часы, которые она носила, не разбились при падении, они тикают до сих пор», - рассказывает тётя Шумайсат, которая приходится племянницей погибшей от злых языков девушки.

Шёпот старого Гоора

Мы поднялись на ту самую скалу. На склоне горы находилось разрушенное село – это старый Гоор. Руины домов и три уцелевшие сторожевые башни - вот что нам удалось здесь увидеть. Говорят, в старину в Гооре было семь башен. Постепенно они разрушались. Из камней самой высокой, той, что рухнула последней несколько лет назад, тут построили большой спортивный зал. Оставшиеся три по высоте не превышают 20 метров. На одной из башен мы увидели надпись о том, что строение возвели в 16 веке. В старом Гооре всё говорит о его прошлом. История здесь оживает и нашёптывает тебе на ухо рассказы о судьбах его жителей. Существует предание, что эти башни каждый тухум строил по отдельности. Они были связаны подземными ходами. В них хранились запасы пищи, которых могло хватить надолго, и жители села могли выдержать любую осаду.
Страшно было смотреть с этой скалы вниз, кружилась голова, и крик парящих в облаках орлов тоже звучал как-то тревожно. Мы спустились на речку, прозрачная, как стекло, вода была ледяной. Удобно расположившись тут, мы наслаждались тёплой погодой, шашлыками и прочими прелестями отдыха на свежем воздухе. Но небо очень быстро затянули серые тучи. Начался внезапный ливень. И это тоже особенность Гоора. «Погода здесь меняется каждые пять минут», - жалуется тётя Шумайсат.

Ответ найден

Я думаю, лишним будет говорить, что на обратном пути я уже нисколько не жалела о поездке. Снова поразили нас домики на краю обрыва. Вопрос требовал ответа. И его я нашла на следующий день в Интернете.
Согласно преданиям, бытующим в Гооре, первоначальное поселение было расположено внутри лесного массива в урочище «Зулерииб». Жители поселения часто страдали от нападения соседних, более крупных обществ. В один из таких набегов поселение полностью сгорело. Уцелевшие жители построили новое селение в более безопасном месте, в урочище «Кунзатль». Но и там они не избавились от притязаний врагов. И тогда последовало третье переселение – на край нижнего обрыва. Так было положено основание старого Гоора. (www.goor05.ru)

Амина Джалалова,
6 кл.,
ТО «Мастерская
журналистики»,
ДДТ, г. Каспийск

Гурмендо* - у аварцев большой тонкий платок с узорами или без.

Конкурс «Юный журналист»

Номинация «Дорогами и тропами Дагестана»